УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
образования
Республики Беларусь
___________________А.В.Кадлубай
«__»______________________2019г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению в учреждениях общего
среднего образования
первого урока в 2019/2020 учебном году
Мы,
народ Беларуси, вместе смотрим в будущее и знаем, что оно есть, пока бережем память о прошлом… Мы
гордимся мужеством и героизмом
победителей. Своим трудом, успехами и целями в мирной жизни
стремимся быть достойными продолжателями их славного подвига. Вместе строим
сильное независимое государство.
И
самое главное – пусть на улицах наших городов и сел всегда звучит беззаботный
смех наших детей – новых граждан современной суверенной и независимой Беларуси.
А.Г. Лукашенко
(из
выступления на торжественном собрании
ко Дню
Независимости Республики Беларусь 2 июля 2019 года)
Для первого урока, который пройдет 2
сентября 2019 года в учреждениях общего среднего образования, рекомендуется
тема «Занімай, Беларусь маладая мая, свой пачэсны пасад між народамі!».
Замечательные слова песняра белорусского народа Янки Купалы созвучны с темой
Года малой родины, подчеркивают суверенитет и независимость Республики
Беларусь, который укрепился за 25 лет существования института президентства в
нашей стране.
Ключевой идеей первого урока должны
стать слова Главы государства, прозвучавшие на торжественном собрании ко Дню
Независимости: «То, что за четверть века своей независимости в условиях мощного
политического, информационного, экономического давления нам удалось защитить
суверенитет, сохранить мир и порядок в стране, – это стало нашей с вами общей
победой в новейшей истории».
Первый урок должен способствовать
воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну и ее
героев, уважения к своему народу, к достижениям своей родины, развитию
социальной и творческой активности, формированию активной гражданской позиции,
а также осознанию (пониманию) того, что Беларусь – суверенная страна, которая
смотрит в будущее, но бережет память о прошлом.
На первом уроке каждый первоклассник
страны получит в подарок книгу «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак
Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку». Издание
выпускается с электронным DVD-приложением. Учебное пособие с помощью ярких
иллюстраций рассказывает первоклассникам о Беларуси. DVD-приложение содержит
дополнительную информацию для просмотра и слушания, интерактивные игры и
задания (викторины, пазлы, электронные раскраски и др.). Динамичные
мультимедийные презентации и игровые задания-тренажеры повысят мотивацию
обучающихся и позволят учителю максимально эффективно использовать игровую
деятельность для достижения задач урока, сделать его ярким и интересным.
Значимыми
событиями, которые должны найти отражение в содержании первого урока, являются 75-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских
захватчиков, 80-летие воссоединения Западной Беларуси с БССР, 25 лет
существования института президентства в нашей стране, суверенитета и
независимости Беларуси, II Европейские
игры, направленные на объединение народов Европы во имя мира и созидания на
планете.
В
ходе первого урока целесообразно уделить внимание следующим вопросам:
основные вехи в истории Республики
Беларусь как суверенного государства (принятие Декларации о государственном
суверенитете Белорусской ССР, подписание «Соглашения о создании Содружества
Независимых Государств», выборы Первого президента Республики Беларусь,
обеспечение строительства в Республике Беларусь правового государства и
действенного функционирования всех ветвей власти);
социально-экономическое развитие нашей
страны: ориентация на рост благосостояния и повышение качества жизни граждан,
удовлетворение их социальных и культурных потребностей и интересов;
положение республики на международной
арене: миротворческая роль Беларуси в урегулировании сложных политических
конфликтов как площадки для международных переговоров; проведение II Европейских игр и других престижных
спортивных состязаний, а также разнообразных культурных международных мероприятий
(например, Славянский базар в Витебске и т.п.).
В виду предстоящего празднования 9 мая
2020 г. 75-й годовщины Победы советского
народа в Великой Отечественной войне, рекомендуется на первом уроке
осветить роль белорусского народа в Великой Победе; необходимость заботы о
ветеранах и престарелых людях; возможность участия в акциях ОО «БРСМ» «Доброе
сердце», «Спасибо за Победу!», «Цветы Великой Победы», «Беларусь помнит» и др.
В
ходе проведения первого урока важно уделить особое внимание детству, окруженному
заботой государства, (открытой суверенным государством широте возможностей
для учебы, труда, укрепления здоровья, развития творческого потенциала, отдыха,
реализации своих жизненных целей и планов), деятельности государства,
которое борется за мир, за его сохранение, за возможность и дальше молодому
поколению жить и реализовывать свои мечты под мирным небом.
Проведение первого урока должно стать
ярким и запоминающимся. Необходимо максимально вовлечь учащихся класса в
активную деятельность, использовать интерактивные формы проведения (урок-откровение, пресс-конференция,
дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал
и др.). Большой интерес у учащихся вызывают такие формы работы, как урок-путешествие,
заочная экскурсия, фотовыставка и др.
Значимым
событием для учащихся может стать посещение Белорусского государственного музея
истории Великой Отечественной войны http://www.warmuseum.by/; филиала Национального исторического музея
«Музей современной белорусской государственности», экспозиция которого охватывает
период современной истории Республики Беларусь и посвящена политической,
экономической, научной, культурной и спортивной жизни страны. http://www.msbd.histmuseum.by/by/collections/museum-treasure-trove/.
Первый урок можно провести в школьном
музее, организовав
тематические выставки, экспозиции, созданные на основе материалов и экспонатов,
собранных во время летних туристско-краеведческих походов и экспедиций. Широкие
возможности открывает такая форма работы как взаимопосещение школьных музеев.
Особое внимание необходимо обратить на образовательный потенциал школьных
музеев боевой славы.
В процессе подготовки и проведения
первого урока педагогам следует выбирать форму и методы проведения урока с
учетом возраста учащихся, опираться на их знания, эрудицию, опыт,
использовать региональный и местный материал по истории и современному развитию
области (района, города, деревни), предоставить возможность совершить экскурс в
историю родного города, села, школы, улицы.
Включение в урок музыкальных
произведений, иллюстраций, слайдов, фотографий, мультимедийных презентаций,
использование произведений белорусских поэтов и прозаиков, деятелей искусства
будет способствовать более действенному эмоционально-ценностному восприятию
информации учащимися.
Важно обратить внимание на оформление
кабинета, в котором проводится первый урок, где могут быть представлены
следующие элементы: государственная символика; Конституция Республики Беларусь;
иллюстрированная карта Беларуси; выставка книг о Беларуси; фотографии
исторических мест и природы Беларуси, выдающихся деятелей республики; альбомы,
репродукции картин; творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сочинения,
стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т.д.).
Первый урок и другие мероприятия, приуроченные
к началу учебного года, должны быть проведены на высоком организационном,
методическом уровне и стать импульсом для всей идеологической и воспитательной
работы, направленной на формирование у учащихся гражданственности, патриотизма,
национального самосознания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий